ТПП-Информ : "Аккредитация: путь к цивилизации" (моніторинг ЗМІ) |
Четвер, 04 липня 2013, 12:36 |
Об участии Федеральной службы по аккредитации в борьбе с коррупцией, о роли единой национальной системы аккредитации и о том, какие сложности возникают в этой сфере в связи с созданием и функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, рассказал руководитель Федеральной службы по аккредитации Савва Шипов. – Осенью планируется рассмотрение Госдумой закона «Об аккредитации». Каковы цели этого законопроекта и есть ли перспективы его принятия до конца текущего года? – Основной целью принятия законопроекта является формирование единых универсальных принципов и правил аккредитации для всех сфер в национальной системе, соответствующих международным стандартам. Законопроект ужесточает требования к органам по сертификации, испытательным лабораториям, экспертным организациям, которые претендуют на получение аккредитации. Закон устанавливает единый порядок аккредитации, универсальные требования к аккредитованным лицам, единые подходы к процедуре контроля основания для внеплановых проверок. Кроме того, документ содержит требования к экспертам по аккредитации, а также требования к информационному обеспечению и раскрытию информации. Сроки принятия законопроекта вполне реальные, но потребуют оперативной и напряженной работы. Поэтому рассчитываем, что наша совместная с Минэкономразвития работа будет способствовать тому, чтобы этот законопроект был принят до нового года. – В чем заключается необходимость единой национальной системы аккредитации? – Она необходима для получения международного признания. Такая система существует в большинстве развитых стран мира. Главный ее принцип – единые правила, соответствующие международным стандартам. Международный стандарт устанавливает и единые требования к аккредитующему органу. Кроме того, аккредитация – важный фактор для российского рынка. Работа по единым правилам обеспечивает, во-первых, единые условия получения аккредитации и единые требования, которые для всех понятны и прозрачны. Есть единая процедура, которая тоже ясна и позволяет сформировать мощную инфраструктуру подготовки экспертов, а также единые образовательные стандарты, единые подходы к проверке компетентности и т. д. Фактически у экспертов, профессионального сообщества, государственных служащих и аккредитованных лиц создается единое видение того, как нужно работать в этой сфере экономики. Без единой национальной системы все это невозможно, как и развитие отечественного сектора оценки соответствия и подтверждения компетентности. Система обеспечивает также единую систему не только контроля над соответствием аккредитованных лиц установленным критериям, но и контроля над документами, которые выдают аккредитованные лица. Она будет служить эффективным инструментом борьбы с недобросовестными участниками рынка, позволит улучшить ситуацию на рынке товаров и услуг, повысит качество. Такой инструмент будет востребован потребителями, добросовестным бизнесом и другими контролирующими структурами государства. – Как влияют на аккредитацию такие процессы, как создание и функционирование Таможенного союза, Единого экономического пространства, вступление России в ВТО? – Формирование Таможенного союза и начало работы по единым правилам для трех стран – важная реформа, она касается во многом сферы технического регулирования и оценки соответствия. Аккредитация органов по оценке соответствия должна учитывать те новые требования, которые вводятся техническими регламентами. Для этого органы по сертификации и испытательные лаборатории должны быть внесены в специальный единый реестр ТС России, Белоруссии и Казахстана. Эта реформа, как и любая другая, требует определенных усилий от участников рынка, при этом создает дополнительные условия для повышения уровня компетентности организаций. Потому что, проверяя компетентность организации, мы заодно оцениваем, как в целом организована работа. И если у нас возникают вопросы, то решаем их уже с помощью контрольных мероприятий. Что касается вступления России в ВТО, то напрямую для системы аккредитации никаких изменений это не повлекло. Но, безусловно, необходимость работать по международным правилам нас тоже касается и является одним из дополнительных стимулов для скорейшей интеграции в международную систему аккредитации. – Сегодня идет активная реализация, присоединение российского предпринимательства к Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Каково ваше отношение к этой инициативе? Как Росаккредитация участвует в борьбе с коррупцией? – Полностью поддерживаю данную инициативу бизнеса. С такой масштабной и сложной проблемой, как коррупция, государству в одиночку не справиться. Особенно импонирует в хартии то, что она призывает бороться не только с привычным для нас видом коррупционных отношений между представителем власти и бизнеса, но и с ее проявлением при взаимоотношениях бизнеса с партнерами и контрагентами. Власть в своих рядах будет бороться с берущими, а бизнес в своих рядах – с дающими. Уверен, такие совместные усилия со временем позволят решить эту проблему. Что касается нашей службы, то, как и все государственные органы власти, мы проводим целый блок обязательных антикоррупционных мероприятий. Помимо этого у нас есть и свои дополнительные мероприятия – это, в первую очередь, контроль работы и работа с людьми. Все, кто приходит к нам работать, проходят очень жесткие собеседования. Один из ключевых посылов этих собеседований – невозможность работы в Росаккредитации, если ты имеешь склонность к коррупционной деятельности. Мы всех спрашиваем: «Сможете ли вы работать честно?». Если нет, то лучше не устраиваться работать в Росаккредитацию, это может плохо кончиться. Конечно, мы понимаем, что полностью исключить субъективный фактор невозможно. Поэтому важным инструментом борьбы с коррупционными проявлениями мы считаем открытость и прозрачность процедур. Сейчас работаем над созданием информационной системы, которая будет охватывать все процедуры Росаккредитации: все государственные услуги, все контрольные мероприятия, всю внутреннюю работу. Эта система, автоматизируя все административные процедуры, для нас станет фиксировать, кто, когда, почему и какие решения принял, на основании каких документов, провел ли все необходимые действия и т. д. Для нас это не только система контроля, большая часть информации будет доступна в открытых данных на нашем сайте. Чем больше открытости, тем меньше возможности для коррупции. Еще один важный антикоррупционный фактор – в принятии решения об аккредитации участвуют эксперты и сотрудники Росаккредитации, и если хотя бы один из участников процесса имеет позицию, отличную от других, то мы проводим специальное совещание и принимаем коллегиальное решение. Эффективным инструментом борьбы с коррупцией и конфликтом интересов является работа с экспертами. Со стороны экспертов тоже могут быть злоупотребления, и мы такие ситуации отслеживаем. Мы рассматриваем все жалобы на работу экспертов, проводим проверку и иногда применяем самое жесткое наказание – лишаем эксперта аттестата аккредитации. На сегодня 27 экспертов уже лишены аттестатов по разным причинам. Наше требование – эксперт должен работать качественно и добросовестно. – Каковы сегодня основные направления и перспективы развития взаимодействия Росаккредитации и ТПП РФ? – На днях мы подписали официальное соглашение между Росаккредитацией и Торгово-промышленной палатой. Мы очень рассчитываем, что Палата направит своего представителя в наш общественный совет. Кроме того, мы надеемся, что Палата поможет нам бороться с недобросовестными участниками рынка, которые являются реальной угрозой для честных игроков. Рассчитываем, что факты о недобросовестных участниках рынка сертификации, поступающие от бизнеса, будут нам сообщаться, и мы сможем реагировать, оперативно проводя проверки. Кроме того, мы воспринимаем ТПП как серьезную экспертную структуру. Полагаем, что представители Палаты войдут в число экспертов по аккредитации или экспертов по контрольным мероприятиям, помогая нам разбираться в каких-то сложных отраслевых вопросах. Мария Пластинина, ТПП-Информ |