Головна

Авторизація



Президенты стран Таможенного союза обсудили плюсы и минусы интеграции (Моніторинг ЗМІ) PDF Друк e-mail
Вівторок, 29 жовтня 2013, 10:19

287_13

В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в столице Беларуси 24 октября Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин обсудили вопросы дальнейшей интеграции на евразийском пространстве. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления президентов Беларуси и Казахстана.

Президент Беларуси Александр Лукашенко: Призываю всех высказаться по актуальным вопросам нашей интеграции. Позвольте мне в качестве председательствующего сказать несколько слов о позиции Беларуси о развитии нашего интеграционного образования. Мы собрались в Минске, чтобы обсудить вопросы дальнейшего развития евразийской интеграции. Я уверен, что состоится предметный конструктивный разговор с пользой для нашего дела. Символично, что Минск – место, где получают путевку в жизнь важные интеграционные решения. Так, например, с принятием в ноябре 2009 года в Беларуси Таможенного кодекса, Единого таможенного тарифа началось практическое функционирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Основной вопрос сегодняшнего заседания – подготовка проекта договора о Евразийском экономическом союзе. От того, какой договор мы создадим, будет зависеть успех нового интеграционного объединения и его привлекательность для других стран. Следовательно, это напрямую повлияет на развитие отношений между государствами огромнейшего региона. У каждого партнера – свое видение перспектив и это нормально. Мы обязаны найти те решения, которые устраивают всех. На наш взгляд, это возможно. При этом полагаем, что необходимо придерживаться следующих принципов:

1. В нашем понимании развитие интеграции должно представлять движение вперед, устранение любых барьеров на пути всестороннего сотрудничества. Несмотря на проведенную нами работу, количество изъятий и ограничений не уменьшилось, а по некоторым направлениям даже возросло.

2. Мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наши предыдущие договоренности, не достигнув тех прагматичных, практических целей, об интеграции которых мы неоднократно заявляли.

3. Не стоит опасаться передачи дополнительных полномочий на наднациональный уровень. Суверенитет – не икона, все имеет свою цену. Если мы хотим жить лучше, то надо поступиться, пожертвовать. Главное – это благополучие людей.

4. То же касается и архитектуры нашего будущего союза, структуры органов и механизмов принятия решений. Эти компоненты должны быть понятными, оптимальными и эффективными. Функции не должны размываться.

Подчеркиваю, мы создаем не межгосударственное образование, а совместный орган государственного управления, который должен принимать решения каждый день по определенным вопросам. Эти решения должны исполняться на всей территории нашего союза.

Украина стремится ассоциироваться в Европейский союз. И в том, и в другом случае необходимо выработать конструктивные механизмы взаимодействия тройки с такими странами. Беларусь приветствует присоединение к Таможенному союзу новых партнеров. Это делает его более устойчивым, поэтому двери в наше объединение всегда открыты для других стран. Однако надо четко понимать, что Армении и другим необходимо проделать тот же путь интеграции, который уже прошли Беларусь, Казахстан и Россия, и принять на себя все обязательства в полном объеме без каких-либо изъятий.

Что касается Украины, то важно, чтобы она, двигаясь в сторону Европейского союза, не закрыла для себя возможность участия в Таможенном, а в дальнейшем Евразийском экономическом союзе. Это непростые вопросы. По ним нам сегодня предстоит найти взвешенные решения. Мы должны дать четкий сигнал нашим правительствам, в каком направлении им двигаться дальше.

Нурсултан Назарбаев справедливо отметил, что по имеющимся у нас спорным вопросам надо не хватать друг друга за грудь и тормошить, а поручить правительствам и специалистам в сжатые сроки, чтобы не нарушать наших договоренностей по дальнейшему движению вперед, выработать приемлемое решение, возможно, на основе компромиссов. Спасибо, уважаемые друзья! Нурсултан Абишевич, Вам слово.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: Спасибо, Александр Григорьевич, прежде всего за гостеприимство и хорошую организацию нашей встречи. Я считаю, сегодняшняя встреча очень важна. Любое государство идет на интеграцию потому, что не может в одиночку решать вопросы, которые можно решать сообща. Во-вторых, государство идет на интеграцию, чтобы получить равноправный доступ и решать все вместе. Когда создавали Европейский союз, тогдашний министр финансов Франции говорил, что если нет равноправия – то нет интеграционного объединения. Эти вопросы мы тоже должны пройти.

Мы уже много раз говорили о положительных результатах нашего объединения: между нашими странами растет экспорт отдельных продуктов. В последнее время товарооборот снизился в связи со снижением цен на наши основные продукты экспорта. Я думаю, что ничего страшного нет. Торговый оборот Казахстана со странами Таможенного союза сегодня занимает 18%. Но мы должны откровенно и по-дружески говорить о минусах, над которыми должна работать комиссия.

Свободное перемещение товаров ужесточило условия конкуренции. Растут внешнеторговые диспропорции. Как Казахстана со странами ЕС в 2012 году по сравнению с 2009 годом. Это можно было исправить, проработав процесс реализации ряда совместных крупных инвестиционных проектов. По данным агентства по статистике нашей страны, экспорт в Казахстан в страны Таможенного союза в 2012 году сократился на 4% (почти 7 миллиардов долларов), а импорт увеличился на 17 миллиардов долларов. При этом доля импорта Казахстана из стран ЕЭП увеличилась от общего объема с 32% до 40%. Завоз машин из Европейского союза и из третьих стран резко сократился. Завоз из Беларуси и России увеличился. Мы к этому шли, тут вопросов нет. Только за семь месяцев текущего года из России в Казахстан заведено продукции в три раза больше, чем экспортировано. А с Беларусью этот разрыв увеличился в 8 раз. Рост внешнеторгового дефицита с Россией в 2010 году составлял 6,5 миллиардов, а за прошлый год – 10,5 миллиардов. Сохраняются трудности в доступе казахстанской продукции на рынки, которые используют нетарифные технические барьеры: завышенные санитарные, фитосанитарные, меры по сертификации, лицензирование и квотирование. Отдельные товары не могут пройти. Например, мясопродукты или молоко из Беларуси. Иногда создаются заведомо непроходимые условия, так как требуются нормы, отсутствующие в санитарных сертификатах наших стран. Так, отмечается снижение поставок белорусских продовольственных товаров на рынок России, так же как и нашего мяса. Расширение сферы техрегулирования идет вразрез с нашей политикой по улучшению бизнес-среды.

Имеются вопросы по электроэнергетической сфере. Так, при заключении соответствующего соглашения с РФ уже был предусмотрен особый режим, связанный с энергосистемой России по сравнению с Казахстаном. В результате отсутствует свободный доступ потребителям, поставщикам электроэнергии. Казахстан не может транзитом через территорию России подавать электроэнергию в Беларусь.

Со стороны предпринимателей и других участников подвергается большой критике таможенный кодекс Таможенного союза, обращается внимание на необходимость либерализации таможенного кодекса, максимальное упрощение таможенных процедур на внешних границах. Поэтому я считаю, что деятельность созданной нами Евразийской экономической комиссии должна быть направлена на устранение этих диспропорций и барьеров во взаимной торговле государств-участников. Опять-таки, ничего страшного в этом нет. С той большой работой, которую мы проводим, такие проблемы будут возникать, но для этого есть комиссия, есть премьеры, которые должны сесть и каждый из этих вопросов решить. Наша комиссия – это наднациональный орган, созданный для обеспечения условий функционирования Таможенного союза и единого экономического пространства, а также разработки предложений по развитию этих отношений.

Вместе с тем наблюдается явная политизация работы комиссии, распыление средств, усилий на углубление интеграционных процессов. Независимо от наличия нерешенных вопросов и задач, президенты уже приняли в мае этого года решение: мы договорились в нашем основном договоре Таможенного союза по ЕЭП эти вопросы еще не выполнены, как я выше сказал, а ставится плюс. ЕЭП – плюс. Какой плюс? Давайте сделаем то, что мы договорились, а потом пойдем плюс или два плюса – это видно будет. Поэтому нельзя допускать со стороны комиссии нарушения принципов регламента работы. Нередко документы комиссии на согласование поступают за один день до принятия решений. И не могу не отметить, что российские члены коллегии принимают участие в заседаниях правительства России, получают установки, хотя, согласно нашему договору, члены коллегии неподотчетны никакому из наших правительств. Поэтому я считаю, что – не в обиду комиссии – надо эти вопросы решать.

По повестке дня: мы сегодня обсуждаем главный вопрос – наше решение, что с 1 января 2015 года начнет работу Евразийский экономический союз. В мае следующего года мы должны согласовать все эти вопросы. Поскольку наше решение состоит из двух частей, как мы в Астане договаривались, - институциональная часть и экономическая часть. Нам предлагается один огромный документ, который трудно прочитать и трудно понять, что там происходит. Поэтому я хочу еще раз поднять этот вопрос по институциональной части. Как мне доложили, наши эксперты уже договорились между собой примерно на 80%. Ее надо принять. Я согласен с предложением, что их нельзя разделять, надо их принять одновременно – и ту, и другую. Но поскольку вторая часть более чувствительна, надо рассматривать вопросы взаимной выгоды. И надо посмотреть. Например, все время Виктор Борисович предлагает все четыре вида, в том числе услуги. А что такое услуги? Законы финансовой системы Казахстана отличаются от российских и белорусских. Пенсионные системы отличаются. Страховые системы отличаются. Законы по здравоохранению отличаются. Но это не страшно. Надо идти поэтапно, согласовывая эти процессы. Нам предлагают все это принять сразу.

Давайте так договариваемся, что главы государств решают, а комиссия должна исполнять решение. Если есть недоговоренные вопросы, нам докладывать, чтобы мы дальше работали. Договоренности должны исполняться. Я считаю, если такая договоренность есть по первой части, давайте будем решать как положено.

По второй части, экономической, давайте поручим и будем обсуждать дальше. Теперь, когда мы по институциональной части решим все вопросы руководства – как будет работать комиссия, как будет работать коллегия и так далее – и, опережая события, могу еще раз сказать: завершить работу над тем, о чем уже подписаны договора. Транспортировки нефти и газа мы подписали – не решается, железнодорожные тарифы подписали – не решается, электроэнергия – не решается. Давайте сосредоточимся на этом. Мы подписали, мы договорились. Не выполнив то, о чем мы договорились, шагать дальше – кто нас гонит? Время есть. Дальнейшая реализация сферы услуг осуществляется поэтапно. По капиталу, рабочей силе все вопросы у нас уже сформулированы. Вместе с тем вносится совсем необоснованное предложение о расширении полномочий комиссии по формированию единого финансового рынка, созданию новых национальных структур, которые обсуждать Казахстан не готов, просто потому что мы не знакомы с этими вопросами. Основной упор нам надо делать на устранение изъятия и ограничения по товарам в рамках имеющихся договоренностей и решать возникшие диспропорции.

Второй вопрос – по ЕврАзЭС. Там 134 международных договора. С 1 января 2015 года он завершает свою работу, мы его закрываем. Там 71 договор, который касается нас всех. Ставится вопрос: а что будет с организацией, где находятся Кыргызстан и Таджикистан? Может быть, они станут наблюдателями, если мы не хотим каким-то образом определить их статус? Эту организацию точно надо закрывать. Говорят, необходимые договоры надо адаптировать к Таможенному союзу. А может быть, не адаптировать, а принять их заново в условиях Таможенного союза и единого экономического пространства?

В заявление по Армении Казахстан свое предложение внес, спасибо за поддержку. Мы не должны создавать разные условия разным желающим вступить в нашу организацию. Как мы решили с Кыргызстаном, что одобряем и поддерживаем такое желание. Но надо принять все законы. Мы создали рабочую группу, потом определили дорожную карту. Точно так же давайте сделаем по Армении, чтобы не было разнобоя в наших решениях.

Многие говорят, что Сирия хочет вступить в ТС. Премьер-министр Турции Эдорган обратился ко мне, нельзя ли принять Турцию в Таможенный союз. Турция – большая страна с крупной экономикой, и у нас есть общая граница. Отпала бы критика, что мы создаем Советский Союз или что-то под Россией.

Последний очень серьезный вопрос – это вступление Казахстана в ВТО. Сейчас мы уперлись в стену. Я не буду вдаваться в историю. Мы полностью шли в фарватере России, нам была обещана поддержка при вступлении в ВТО. Балийская конференция будет в декабре этого года, но Казахстан не может вступить на ней, потому что мы поддержали уровень защиты России и мы встали. Это можно долго обсуждать. Это больше вопрос между Россией и Казахстаном, но он касается и Беларуси. Я предлагаю сейчас единственную возможность – совместная российско-казахстанская делегация должна провести переговоры с Европейским союзом и американцами, которые нас туда не пускают. Об этом просят и наши контрагенты по переговорам. Спасибо за внимание!

Президент России Владимир Путин: Уважаемые коллеги, друзья! С времени нашей последней встречи в Астане мы продвинулись по ряду вопросов интеграционной повестки, определили дальнейшие шаги по реализации потенциала союза и единого экономического пространства. Что делается практически? Ведется модификация правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это основа, на которой будет строиться Евразийский экономический союз. Мы согласны с любым вариантом развития событий по ЕЭП. Важно ничего не потерять. Он является базой в нормативно-правом смысле для Таможенного союза. Мы не можем его просто ликвидировать, ничего не добавив в Таможенный союз. Много сделано с точки зрения, кодификации и укрепления нормативно-правовой базы и это все должно быть положено в основу Евразийского экономического союза. Что касается Евразес, можно согласиться с Назарбаевым, только нам нельзя потерять тот нормативно-правовой фундамент, на котором в значительной степени стоит и Таможенный союз. Можно сделать, как предложил Нурсултан Абишевич - взять часть нормативной базы и включить в нормативно-правовую базу Таможенного союза. Мы не можем просто так ликвидировать, иначе подорвем правовую основу Таможенного союза. Надо найти решение, которое бы не обременяло нас лишними структурами. Нельзя забывать про наших партнеров по ЕЭП – можно пригласить их в качестве наблюдателей, чтобы они не терялись, чтобы были всегда вместе с нами и пользовались отчасти этими инструментами, наработанными в ЕЭП. Полагаю важным, чтобы договор о ЕЭС включал в себя долгосрочные цели нашего взаимодействия. В нем необходимо отразить новое качество интеграции по сравнению с нынешним форматом ТС и ЕЭП. Должно быть четко прописано, что мы будем вести согласованную политику в ключевых сферах экономического регулирования. ЕЭС призван обеспечить максимальную реализации свободу передвижения товаров, услуг, капиталов рабочей силы. То, что пока нет результатов по прежним договоренностям – это прискорбно. Нужно двигаться в этом направлении и добиваться поставленных целей. Как мы договаривались на встрече в Астане, нужно работать над устранением изъятий и взаимных преференций. Нужно создавать равные условия. Это должен быть компромисс, который всех устраивает.

Нужно говорить о создании евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта, телекоммуникаций. Такое сближение обеспечит самые благоприятный условия для развития потенциала наших экономик. Вряд ли у кого есть сомнения, что региональная интеграция, весь мир идет по этому пути, - наиболее действенное средство для максимального использования внутренних ресурсов роста, повышение конкурентоспособности на мировых рынках. Вместе мы сильнее, нам проще реагировать на глобальные вызовы. За три года функционирования ТС доказал свою эффективность. Нашими стараниями сформирован рынок на пространстве СНГ в 170 млн человек. Укрепляются кооперационные связи, прежде всего, в промышленности и машиностроении. Уверенно расширяется наш экспорт, диверсифицируется его структура. Товарооборот ТС с внешними рынками постоянно растет. За 8 месяцев этого года 604 млрд долларов. Говорилось о том, что мы должны крайне аккуратно подходить к расширению нашего союза, полностью с этим согласен и условия должны быть для всех одинаковыми. Союзом интересуются третьи страны, в том числе Турция, Индия. У нас был в гостях премьер-министр Индии, он просил меня поставить вопрос на нашей встрече – Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с ТС. Думаю, имея в виду объемы, масштабы индийского рынка, перспективы развития Азии в целом, нам нужно самым серьезным образом отнестись к этому предложению.

На фоне общего замедления темпов роста в мире макроэкономические показатели тройки РФ, Беларуси и Казахстана выглядят вполне приемлемыми. В первом полугодии 2013 года ВВП вырос на 1,7 . Взаимный товарооборот в рамках ТС и ЕЭП без учета топливно-энергетической продукции в январе-августе прибавил 2. Кризисные явления в мировой экономике не обошли стороной наш государства. Чтобы преодолеть их, необходимо и далее углублять интеграцию, совершенствовать наш общий рынок товаров и услуг, улучшать условия ведения бизнеса. Россия исходит из этой логики и готова к самому тесному взаимодействию.

МТРК "Мир"

 

 

Сopyright 2009-2024, csm.kiev.ua