Налоги на нездоровую пищу будут работать, говорится в докладе ЕС |
![]() |
![]() |
![]() |
Середа, 27 серпня 2014, 09:02 |
В докладе ЕС, выпущенном Директоратом Европейской комиссии по предпринимательству и промышленности, сделан вывод, что в целом налогами на продукты можно «добиться снижения потребления налогооблагаемой продукции». В некоторых случаях это может привести к изменению состава продуктов с целью снижения содержания в них сахара, соли и жиров. Однако точное воздействие таких налогов на конкурентоспособность европейского агропромышленного сектора все еще нуждается в более подробной оценке. Кроме того, вполне вероятно, что многие потребители могут не отказаться от «вредных» продуктов, а просто переключиться на более дешевые бренды, – чтобы избежать последствий повышения налогов, предупреждают авторы доклада. «Потребитель может просто купить более дешевые виды налогооблагаемой продукции, таким образом не снижая потребление ингредиента, на борьбу с которым направлен налог, – соли, сахара или жира. Таким же образом потребители могут купить другие продукты с содержанием сахара, соли или жира на уровне тех продуктов, которые облагаются налогом». Представитель ЕС также добавил, что налоги на продукты повышают административные обязанности – особенно если объектом налогообложения являются ингредиенты или если правила, определяющие целевые продукты, являются сложными. Налоги на еду и напитки также могут негативно повлиять на занятость и инвестиции. Также они сильнее затронут малый и средний бизнес – покупатели часто переходят на более дешевые марки продуктов, что снижает конкурентоспособность производителей продуктов премиум-класса с меньшими объемами продаж, говорится в докладе. «Налоги на продукты могут негативно сказаться на прибыльности, хотя изменения в чистой рентабельности зависят от целого ряда факторов, включая воздействие продуктовых налогов на товары-заменители и факторы, на которые налоги не влияют», – говорится в докладе, с добавлением, что воздействие продуктового налога на инвестиции «неясно». Налоги на продукты В то время как налоги на алкоголь и сигареты – давно уже привычное явление, налоги на отдельные продукты питания и напитки, введенные для борьбы с ожирением, появились в некоторых странах ЕС совсем недавно. Один из примеров – это Финляндия, где налог на конфеты, шоколад, продукты на основе какао, мороженое и фруктовый лед действует с 2011 года. Отдельный налог на безалкогольные напитки был увеличен и расширен, в него были добавлены новые категории напитков. Венгрия также ввела налог на ряд продуктов (безалкогольные напитки, энергетические напитки, расфасованные подслащенные продукты, соленые закуски и приправы) в 2011 году, а во Франции налог на все напитки с добавлением сахара или искусственных подсластителей был введен в 2012 году и продлен в 2013-м. Поможет ли это? «По-прежнему широко обсуждается, в какой степени изменения в потреблении продуктов, вызванные налогом, фактически приведут к улучшению общественного здоровья; доказательства, приведенные в научной литературе, неубедительны, а иногда и противоречивы, – говорится в докладе. – Поскольку налоги на продукты, направленные на мотивацию здорового питания, – это относительно недавняя политическая инициатива, а исследования общественного здоровья требуют данных за длительный период, чтобы оценить воздействие на рацион, ожирение и неинфекционные заболевания, у нас пока отсутствуют надежные выводы о влиянии продуктовых налогов на общественное здоровье». Кроме недостатка данных за длительный период времени, в докладе отмечается, что опрошенные заинтересованные стороны отметили, что налоги пока что взимаются только с продуктов, представляющих сравнительно небольшой процент от потребления целевых питательных веществ. «Данное исследование демонстрирует, что еда – это не один продукт, а сложный набор товаров с большим количеством возможных вариантов замены. В связи с этим трудно предсказать, как будет меняться покупательское поведение потребителей в ответ не только на облагаемые налогом товары, но и в отношении других сопутствующих товаров. Кроме того, налоги на продукты действуют в высоко динамичной экономической и законодательной среде, в которой множество факторов и переменных изменяются и влияют на цены и спрос непосредственно в период изучения изменений системы налогообложения». Агенство мониторинга безопасности продуктов питания «Foodcontrol» |