Головна

Авторизація



Налоги на нездоровую пищу будут работать, говорится в докладе ЕС PDF Друк e-mail
Середа, 27 серпня 2014, 09:02

274_2014Введение налогов на сладкие, соленые и жирные продукты может привести  к сокращению их потребления, говорится в новом докладе Европейской комиссии. Но повышение налогов может и просто стимулировать потребителей перейти на более дешевые продукты, предупреждают специалисты.

В докладе ЕС, выпущенном Директоратом Европейской комиссии по предпринимательству и промышленности, сделан вывод, что в целом налогами на продукты можно  «добиться снижения потребления налогооблагаемой продукции». В некоторых случаях это может привести к изменению состава продуктов с целью снижения содержания в них сахара, соли и жиров. Однако точное воздействие таких налогов на конкурентоспособность европейского агропромышленного сектора все еще нуждается в более подробной оценке.

Кроме того, вполне вероятно, что многие потребители  могут не отказаться  от «вредных» продуктов, а просто переключиться на более дешевые бренды, – чтобы избежать последствий повышения налогов, предупреждают авторы доклада.

«Потребитель может просто купить более дешевые виды налогооблагаемой продукции, таким образом не снижая потребление ингредиента, на борьбу с которым направлен налог, – соли, сахара или жира. Таким же образом потребители могут купить другие продукты с содержанием сахара, соли или жира на уровне тех продуктов, которые облагаются налогом».

Представитель ЕС также добавил, что налоги на продукты повышают административные обязанности – особенно если объектом налогообложения являются ингредиенты или если правила, определяющие целевые продукты, являются сложными.

Налоги на еду и напитки также могут негативно повлиять на занятость и инвестиции. Также они сильнее затронут малый и средний бизнес – покупатели часто переходят на более дешевые марки продуктов, что снижает конкурентоспособность производителей продуктов премиум-класса с меньшими объемами продаж, говорится в докладе.

«Налоги на продукты могут негативно сказаться на прибыльности, хотя изменения в чистой рентабельности зависят от целого ряда факторов, включая воздействие продуктовых налогов на товары-заменители и факторы, на которые налоги не влияют», – говорится в докладе, с добавлением, что воздействие продуктового налога на инвестиции «неясно».

Налоги на продукты

В то время как налоги на алкоголь и сигареты – давно уже привычное явление, налоги на отдельные продукты питания и напитки, введенные для борьбы с ожирением, появились в некоторых странах ЕС совсем недавно.

Один из примеров – это Финляндия, где налог на конфеты, шоколад, продукты на основе какао, мороженое и фруктовый лед действует с 2011 года. Отдельный налог на безалкогольные напитки был увеличен и расширен, в него были добавлены новые категории напитков.

Венгрия также ввела налог на ряд продуктов (безалкогольные напитки, энергетические напитки, расфасованные подслащенные продукты, соленые закуски и приправы) в 2011 году, а во Франции налог на все напитки с добавлением сахара или искусственных подсластителей был введен в 2012 году и продлен в 2013-м.

Поможет ли это?

«По-прежнему широко обсуждается, в какой степени изменения в потреблении продуктов, вызванные налогом, фактически приведут к улучшению общественного здоровья; доказательства, приведенные в научной литературе, неубедительны, а иногда и противоречивы, – говорится в докладе. – Поскольку налоги на продукты, направленные на мотивацию здорового питания, – это относительно недавняя политическая инициатива, а исследования общественного здоровья требуют данных за длительный период, чтобы оценить воздействие на рацион, ожирение и неинфекционные заболевания, у нас пока отсутствуют надежные выводы о влиянии продуктовых налогов на общественное здоровье».

Кроме недостатка данных за длительный период времени, в докладе отмечается, что опрошенные заинтересованные стороны отметили, что налоги пока что взимаются только с продуктов, представляющих сравнительно небольшой процент от потребления целевых питательных веществ.

«Данное исследование демонстрирует, что еда – это не один продукт, а сложный набор товаров с большим количеством возможных вариантов замены. В связи с этим трудно предсказать, как будет меняться покупательское поведение потребителей в ответ не только на облагаемые налогом товары, но и в отношении других сопутствующих товаров. Кроме того, налоги на продукты действуют в высоко динамичной экономической и законодательной среде, в которой множество факторов и переменных изменяются и влияют на цены и спрос непосредственно в период изучения изменений системы налогообложения».

Агенство мониторинга безопасности продуктов питания «Foodcontrol»

 

Сopyright 2009-2024, csm.kiev.ua